Вы здесь:
Главная » Схемы радиолюбителям » Автолюбителю » Сигнализатор гололеда для автомобилистов

Сигнализатор гололеда для автомобилистов

Сигнализатор гололеда

Каждый водитель знает, что такое гололед. В такую погоду резко возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому трудно переоценить необходимость специ­ального устройства, сигнализирующего о температуре окружающего воздуха. При сниже­нии температуры ниже 4°С контрольная лампочка (светодиод), выведенная на приборный щиток автомобиля, начинает мигать. Если температура продолжает снижаться, частота мигания увеличивается, а при температуре  —1°С  светодиод перестает мигать и горит постоянно. Когда температура достигнет —6°С, устройство отключается.

Схема этого устройства реализуется с помощью двух компараторов. Операционные уси­лители переключают реле, если измеряемое напряжение превышает его опорное значение даже на несколько микровольт. Преобразование измеряемого напряжения из температу­ры осуществляется посредством полупроводникового терморезистора, включенного в цепь делителя напряжения.

На рис.1 делитель напряжения расположен в левой части схемы. В верхнем компара­торе с помощью R1, R2 и С возбуждаются медленные колебания в том случае, если напряже­ние на выводе 2 превышает опорное напряжение на выводе 3. Подчеркнем, что сопротив­ление терморезистора с уменьшением температуры возрастает и соответственно повыша­ется напряжение на выводе 2.

Сигнализатор гололеда для автомобилистов
Рис.1. Принципиальная схема сигнализатора гололеда

Если ко входу операционного усилителя прикладывается высокое напряжение, то на его выходе оказывается низкое напряжение, которое и открывает транзистор Т1 р-п-р типа. Это приводит к тому, что начинает мигать светодиод, включенный в коллекторную цепь этого транзистора. Известно, что в операционных усилителях типа LM393 коллекторы являются «открытыми», поэтому резисторы подсоединяются к положительному выводу источника питания.

Нижний компаратор вы­полнен почти аналогичным об­разом, но он не генерирует ко­лебания. В том случае, если становится слишком холодно, возрастает напряжение на его выводе 5 (как и на выводе 2) относительно опорного напря­жения на выводе 6 (устанавли­ваемого с помощью потенцио­метра Р2), и вывод 7 становит­ся положительным, что сразу приводит к отключению светодиода.

Сигнализатор гололеда для автомобилистов

Для исключения ошибочной сигнализации прибора в цепи питания включаются резис­тор сопротивлением 12 Ом и конденсатор емкостью 470 мкФ, которые фильтруют паразит­ные импульсы, поступающие от источника питания.

Плата прибора со смонтированными на ней деталями (рис. 2) устанавливается в плас­тиковом корпусе, а светодиод монтируется в удобном для обозрения месте на приборном щитке автомобиля. Чувствительный элемент этого устройства лучше всего установить за радиатором, для того чтобы защитить его от механического повреждения и попадания влаги.

Рис.2. Печатная плата (а) и монтажная схема (б) сигнализа­тора гололеда.

Электрические цепи сигнализатора гололеда подключаются к кузову машины ( — ) и замку зажигания (+).

Перед непосредственной установкой сигнализатора его нужно настроить и проверить. Для этого чувствительный элемент прибора помещают в холодильную камеру. Затем с помощью потенциометра Р1 (рис.1) при температуре 4 °С устанавливают такой режим, при котором светодиод начинает мигать. При снижении температуры на  5°С  никаких регулировок не требуется, схема все делает автоматически. При дальнейшем понижении температуры с помощью потенциометра P2 добиваются, чтобы светодиод погас.

Для сборки схемы кроме указанных на принципиальной схеме дополнительно требуют­ся следующие элементы: плата фирмы ELO 11/84 и экранированный кабель.

Х.Крибель. Схемы любительских электронных устройств.






ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Популярность: 2 222 просм.
Вы можете следить за комментариями к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий:.

Ваш комментарий


Прислать свою поделку!

А ТАКЖЕ ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОЕ:



MasterVintik