Вы здесь:
Главная » Схемы радиолюбителям » Автолюбителю » Индикатор контроля напряжения бортовой сети автомобиля

Индикатор контроля напряжения бортовой сети автомобиля

Индикатор контроля напряжения бортовой сети автомобиляАккумулятор — достаточно дорогая деталь автомобиля. Поэтому за ней нужен уход и контроль! Ниже рассмотрим индикатор, который предназначен для контроля за напряжением автомобильной аккумуляторной батареи. Он контролирует напряжение бортовой сети автомобиля и от неё же питается.

Индикатор потребляет ток около 0,15 А и представляет собой цифровой вольтметр с одноразрядным цифровым индикатором в сочетании с системой сдвига измеряемого напряжения на 10 V.

Напряжение от контролируемого источника поступает через предохранительный диод VD2 на интегральный стабилизатор на микросхеме D4. Выходное напряжение 5V этой микросхемы используется для питания микросхем и индикаторов вольтметра. На вход самого вольтметра напряжение поступает до стабилизатора через стабилитрон VD1 Д814А, который открывается при напряжении измеряемого источника более 8V. Это напряжение через делитель на R2 поступает на вход вольтметра.

Индикатор контроля напряжения бортовой сети автомобиля

Измерение напряжение производится в компараторе D5, который сравнивает входное напряжение, поступающее на его инверсный вход с ступенчато-нарастающим напряжением, поступающим на его прямой вход от резистивной матрицы R3-R6.

Формирует ступенчатое напряжение счетчик D1, на вход которого поступают импульсы от мультивибратора на элементах D2.3 и D2.4. К выходам этого счетчика подключены резисторы R3-R6, сопротивления которых подобраны таким образом, что за полный цикл работы счетчика (от нуля до девяти) напряжение в точке соединения этих резисторов ступенчато изменяется от уровня логического нуля ТТЛ до уровня, немного ниже логической единицы ТТЛ.

Затем, с переходом счетчика в нулевое положение напряжение снова падает до логического нуля и начинает нарастать заново. Нарастание напряжения производится скачками — десятью равными ступенями. Как только напряжение, поступающее от R3-R6 на прямой вход компаратора D5 станет равным напряжению, поступающему на инверсный вход (измеряемое напряжение) на выходе компаратора установится единица.

Цепь С2 R7 сформирует положительный импульс, который на некоторое время включит индикацию подав единичный уровень на вывод 4 дешифратора D3, и на такое же время остановит подачу импульсов от мультивибратора на D2.3 и D2.4 на вход счетчика D1, заблокировав вход D2.2. После того как конденсатор С2 зарядится напряжение на R7 упадет до логического нуля и погаснет индикатор Н1 (на вывод 4 дешифратора D3 поступит нуль) и откроется элемент D2.2, который станет пропускать импульсы на вход счетчика D1.

Таким образом, в течении работы индикатора ступенчатое напряжение в точке соединения R3-R6 все время периодически нарастает. И в тот момент, когда это напряжение становится равным поступающему на инверсный вход компаратора D5, счетчик на короткое время останавливается и зажигается индикатор, показывающий измеренную величину.

В результате смещения измеряемого напряжения на 10 V при помощи VD1 и R2, на вход вольтметра поступает разность 11 изм — 10V. Таким образом, при входном напряжении 10V вольтметр показывает «0», при напряжении 12V — «2» и так далее. Чтобы привести индикацию к действительному значению введен индикатор старшего разряда Н2, который постоянно, показывает цифру «1».

Таким образом, данный прибор измеряет напряжения в диапазоне 10-19 V.

Сборка индикатора

Все детали прибора монтируются на отрезке размерами 20 x 60 мм, вырезанном из некондиционной печатной платы военного назначения. Выбран участок платы, где есть два монтажных места под микросхемы К133 с 14-ю выводами, одно место под микросхему с 16-ю выводами, и одно место под операционный усилитель (для компаратора).

Индикаторы приклеены торцами к плате, по её ширине 20мм. Большая часть дорожек отрезка платы перерезана или удалена. Оставлены только монтажные площадки. Монтаж ведется распайкой выводов навесных элементов к этим площадкам и к площадкам, к которым припаяны выводы микросхем. Остальные соединения выполнены тонким монтажным проводом МГТФ 0,12.

Конечно, можно сделать печатную плату специально для этого устройства, но развести дорожки под микросхемы типа К133 в пленарных корпусах в любительских условиях очень сложно. Если микросхемы заменить на более крупногабаритные серии К155 и КР514, проблем при изготовлении печатной платы не возникнет, но конструкция получится больше.

Индикаторы АЛС333Б можно заменить на АЛС324Б, АЛС335Б или использовать сдвоенный индикатор КИПЦ09И. Микросхемы К133 можно заменить на К533.

Настройка индикатора

Настройка заключается в подстройке R2 таким образом, чтобы показания в диапазоне 10…19V соответствовали действительности.

Прибор помещается в малогабаритный корпус размерами 25 x 65 x 25 мм., склеенный из тонкой пластмассы или оргстекла. Готовый прибор без труда можно разместить вместо одной из заглушек на приборной панели автомобиля.

Источник: «Радиоконструктор», №12-2000г.

P.S. Если Вы затрудняетесь сделать цифровой индикатор напряжения бортовой сети автомобиля, то можете купить у нас готовый и настроенный с подобными характеристиками. Вы можете купить цифровой индикатор напряжения бортовой сети автомобиля + термометр

 Подробнее…

ind_02ind_01  

 



Прислать свою поделку!

П О П У Л Я Р Н О Е:

  • Ходовые огни своими руками
  • Ходовые огни своими рукамиНедавно в России ввели поправки в ПДД, одной из которых является: езда днём с включенным ближним светом фар, противотуманными фарами или дневными ходовыми огнями. Теперь нужно днём обязательно ездить со светом. Езда с включенным ближним светом или противотуманками дополнительно создаёт нагрузку на генератор, уменьшается срок службы ламп, а также увеличивается расход топлива (более 0,5 л на 100 км). Следовательно лучше ездить днём с включенными ходовыми огнями, светоизлучающим элементом которых являются светодиоды, которые потребляют гораздо меньше мощности чем лампы накаливания. Можно купить ДХО, а можно и сделать своими руками из подручных материалов.

    Подробнее…

  • МАЛОГАБАРИТНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ.
  • МАЛОГАБАРИТНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ СО СВЕТОВОЙ ИНДИКАЦИЕЙ.

    Прибор реагирует на изменение ионизирующего излучения в окружающем человека

    МАЛОГАБАРИТНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ СО СВЕТОВОЙ ИНДИКАЦИЕЙ.

    пространстве путем увеличения или уменьшения числа световых вспышек в единицу времени, например в минуту. Он чувствителен к космическому радиационному фону, предупреждает человека об изменении радиационной обстановки в данной местности и может найти применение, например в качестве индикатора уровня концентрации радиоактивных элементов, содержащихся в материалах. Может быть полезен геологам, командирам штабов гражданской обороны, обслуживающему персоналу в радиологических учреждениях, при производстве работ, связанных с неразрушающим контролем качества материалов при помощи источников ионизирующего излучения в условиях повышенного шума, когда звуковые сигнализаторы малоэффективны. Полезен и тем, кто занимается изучением и охраной природы. Подробнее…

  • Светящиеся колёса на велосипеде
  • Светящиеся колёса на велосипеде своими рукамиУ многих есть велосипеды. Хочется чтобы он был всегда надежный и красивый! Без особых затрат и лишних проводов, используя магниты и светодиоды, можно создать красивый эффект. При движении, особенно в тёмное время суток будет разноцветное свечение внутри колеса велосипеда.

    Подробнее…

<<< Н А В И Г А Т О Р >>>




ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:



Популярность: 6 169 просм.
Вы можете следить за комментариями к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий:.

Ваш комментарий


А ТАКЖЕ ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОЕ:



MasterVintik