Вы здесь:
Главная » Схемы радиолюбителям » Автолюбителю » Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Описываемые далее устройства предназначены для допускового контроля напряжения в бортовой сети автомобиля с номинальным напряжением 12 В, хотя могут использоваться и в других случаях. Они не отображают точного значения напряжения, а лишь указывают, находится ли оно в требуемых пределах. Например, в индикаторе, схема которого показана на рис. а ниже,

пороги срабатывания устанавливают подстроенными резисторами Rl — R3. При входном напряжении меньше 12 В на входах логических элементов DD1.1 — DD1.3 (за исключением нижнего по схеме входа DD1.1) присутствует напряже­ние низкого уровня. Напряжение высокого уровня на обоих входах будет только у элемента DDI.4, поэтому окажется зажженным лишь светодиод HL1.

Если контролируемое напряжение питания лежит в пределах 12… 14 В, на выводе 1 элемента DD1.1 появится напряжение высокого уровня. При этом светодиод HL1 погаснет, a HL2 включится. При напряжении в пределах 14…15 В напряжение высокого уровня будет присутствовать на входах элемента DDI.2 и ни один светодиод не зажжется. Наконец, когда напряжение превысит 15 В, напряжение высокого уровня появится на входах элемента DD1.3 и загорится светодиод HL3. Зона неопределенности показаний индикатора при уровнях 12 и 14 В не превышает нескольких десятых долей вольта.

Налаживание индикатора сводится к установке требуемых порогов сраба­тывания. Конструктивно устройство размещают на приборной панели автомобиля. При остановленном двигателе должен светиться HL2. Если включен HL1, то аккумуляторную батарею следует подзарядить. После включения двигателя все светодиоды должны погаснуть.

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Рис. Схемы индикаторов для допуского контроля напряжения в бортовой сети автомобиля.

Другой индикатор (см. рис. б) содержит два пороговых элемента: для верхнего предела Umax контролируемого напряжения на элементах DD1.3— DDI.5, для нижнего Umin — на элементах DD1.1, DDI.2. Стабилитрон VD1 «отсекает» часть входного напряжения. Его напряжение стабилизации должно быть на 2…3 В меньше, чем Umin. Порог срабатывания пороговых элементов устанавливают резисторами R2 и R3.

При напряжении UBX больше, чем Umax, на выходе инвертора DDI.5 будет напряжение низкого уровня и поэтому окажется зажженным светодиод HL3. Если UBX меньше Umin, будет гореть светодиод HL1. В обоих случаях вход инвертора DDI.6 оказывается зашунтированным либо через диод VD3, либо через VD4. При этом на выходе DDI.6 будет напряжение высокого уровня и светодиод HL2 окажется выключенным. Когда напряжение UBX находится в пределах Umin — Umax, диоды VD3, VD4 закрыты, на выходе инвертора DDI.6 устанавливается напряжение низкого уровня и загорается светодиод HL2.

Пороговые значения индикатора выбирают в соответствии с указаниями по эксплуатации аккумуляторной батареи. При налаживании движок резисто­ра R3 переводят в нижнее по схеме положение и, подав напряжение UBX, равное Umin, подстройкой резистора R2 добиваются одновременного зажигания светодиодов HL1 («Разрядка») и HL2 («Норма»), Затем на вход подают напряжение UBX = Umax и регулировкой резистора R3 обеспечивают одновре­менное включение HL2 и HL3 («Превышение»). После этого проверяют работу индикатора при входном напряжении, большем Umin и меньшем Umax. В этом случае должен гореть только светодиод HL2. Общий провод индикатора под­ключают к корпусу автомобиля, вход — непосредственно к клемме аккумулятора.

Дальнейшее совершенствование устройства направлено на возможность применения в нем семисегментного ППИ. Для этого в него введены (см. рис. в) логический узел 2И-НЕ на элементе DD2.1, дешифратор на элементах DD2.2, DD2.3, усилитель мощности на транзисторе VT1 в стабилизаторе напряжения блока питания. Сегменты а, с, g индикатора HG1, соединенные с выходами 30 дешифратора, светятся в различных сочетаниях, в зависимости от значения UBX. Сегменты Ь, е, f подключены непостоянно к блоку питания через резисторы R4-—R6. Если UBX меньше Umin, индицируется буква Р, если больше Umax — П, если Umin < UBX < Umax, то Н. Данный индикатор налаживают по аналогии с предыдущим. Печатные платы рассмотренных устройств приведены соответ­ственно рис. а, б, в.

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиляРис. Печатные платы индикаторов напряжения.

Источник: Ю.А.Быстров, А.П.Гапунов, Г.М.Персианов. «Сто схем с индикаторами.»

P.S. Если Вы затрудняетесь сделать индикатор напряжения бортовой сети автомобиля, то можете купить у нас готовый цифровой индикатор, настроенный с подобными характеристиками. Есть цифровой индикатор напряжения бортовой сети автомобиля + термометр. Есть встраиваемый в корпус техники или заглушку автомобиля.

Подробнее…

ind_02ind_01Цифровой встраиваемый вольтметрЦифровой индикатор напряжения бортовой сети автомобиля + термометр

 

Такой индикатор можно встроить в регулируемый блок питания для отображения выходного напряжения, а с термометром ещё и контролировать температуру радиатора или какого-то элемента.



Прислать свою поделку!

П О П У Л Я Р Н О Е:

  • Простое цифровое управление синтезатором радиостанций
  • Простое цифровое управление синтезатором радиостанций

    Модернизация радиостанций «Маяк», «Эстакада» и им подобных…

    Описание схемы управления

    Во многих радиостанциях (Маяк, Эстакада и тп.) синтезаторы управляются двоичным кодом. Для управления такими синтезаторами предлагаю собрать не сложную схему на «простой» логике. Переключаются каналы вверх / вниз двумя кнопками. Имеется возможность включить «автоматическое сканирование частот»,

    Подробнее…

  • Простой индикатор ВЧ излучения своими руками
  • Простой индикатор ВЧ излучения своими рукамиВ этой статье рассмотрены схемы простых индикаторов ВЧ поля. Простейший индикатор ВЧ излучения можно собрать всего из нескольких деталей и ему не нужен источник питания. Вторая схема собрана на нескольких транзисторах. 

    Данные схемы можно использовать для контроля ВЧ поля, например передатчика, сотового телефона, при ремонте СВЧ печи и т.д.

    Подробнее…

  • Доработка цифрового мультиметра М-830 (М-838)
  • Доработка цифрового мультиметра М-830 (М-838)

    Недорогой и простой цифровой мультиметр из серии М-83Х благодаря его широким функциональным возможнос­тям стал одним из  популярных измеритель­ных приборов у радиолюбителей.

    И при желании его можно ещё доработать. Для этого нужно доба­вить несложное электронное устройство на одной простой и недорогой микросхеме. Этим самым мы еще больше расширим его возможности: он теперь сможет измерять ёмкости конденсаторов, добавится звуковая сигнализация при прозвонке цепей (если такая отсутствует в этой модели), а также добавить  таймер для выключения питания мультиметра, который позволит продлить срок службы батарейке.

    Подробнее…

<<< Н А В И Г А Т О Р >>>




ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:



Популярность: 7 103 просм.
Вы можете следить за комментариями к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий:.

Ваш комментарий


А ТАКЖЕ ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОЕ:



MasterVintik