Вы здесь:
Главная » Схемы радиолюбителям » Автолюбителю » Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Описываемые далее устройства предназначены для допускового контроля напряжения в бортовой сети автомобиля с номинальным напряжением 12 В, хотя могут использоваться и в других случаях. Они не отображают точного значения напряжения, а лишь указывают, находится ли оно в требуемых пределах. Например, в индикаторе, схема которого показана на рис. а ниже,



пороги срабатывания устанавливают подстроенными резисторами Rl — R3. При входном напряжении меньше 12 В на входах логических элементов DD1.1 — DD1.3 (за исключением нижнего по схеме входа DD1.1) присутствует напряже­ние низкого уровня. Напряжение высокого уровня на обоих входах будет только у элемента DDI.4, поэтому окажется зажженным лишь светодиод HL1.

Если контролируемое напряжение питания лежит в пределах 12… 14 В, на выводе 1 элемента DD1.1 появится напряжение высокого уровня. При этом светодиод HL1 погаснет, a HL2 включится. При напряжении в пределах 14…15 В напряжение высокого уровня будет присутствовать на входах элемента DDI.2 и ни один светодиод не зажжется. Наконец, когда напряжение превысит 15 В, напряжение высокого уровня появится на входах элемента DD1.3 и загорится светодиод HL3. Зона неопределенности показаний индикатора при уровнях 12 и 14 В не превышает нескольких десятых долей вольта.

Налаживание индикатора сводится к установке требуемых порогов сраба­тывания. Конструктивно устройство размещают на приборной панели автомобиля. При остановленном двигателе должен светиться HL2. Если включен HL1, то аккумуляторную батарею следует подзарядить. После включения двигателя все светодиоды должны погаснуть.

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Рис. Схемы индикаторов для допуского контроля напряжения в бортовой сети автомобиля.

Другой индикатор (см. рис. б) содержит два пороговых элемента: для верхнего предела Umax контролируемого напряжения на элементах DD1.3— DDI.5, для нижнего Umin — на элементах DD1.1, DDI.2. Стабилитрон VD1 «отсекает» часть входного напряжения. Его напряжение стабилизации должно быть на 2…3 В меньше, чем Umin. Порог срабатывания пороговых элементов устанавливают резисторами R2 и R3.

При напряжении UBX больше, чем Umax, на выходе инвертора DDI.5 будет напряжение низкого уровня и поэтому окажется зажженным светодиод HL3. Если UBX меньше Umin, будет гореть светодиод HL1. В обоих случаях вход инвертора DDI.6 оказывается зашунтированным либо через диод VD3, либо через VD4. При этом на выходе DDI.6 будет напряжение высокого уровня и светодиод HL2 окажется выключенным. Когда напряжение UBX находится в пределах Umin — Umax, диоды VD3, VD4 закрыты, на выходе инвертора DDI.6 устанавливается напряжение низкого уровня и загорается светодиод HL2.

Пороговые значения индикатора выбирают в соответствии с указаниями по эксплуатации аккумуляторной батареи. При налаживании движок резисто­ра R3 переводят в нижнее по схеме положение и, подав напряжение UBX, равное Umin, подстройкой резистора R2 добиваются одновременного зажигания светодиодов HL1 («Разрядка») и HL2 («Норма»), Затем на вход подают напряжение UBX = Umax и регулировкой резистора R3 обеспечивают одновре­менное включение HL2 и HL3 («Превышение»). После этого проверяют работу индикатора при входном напряжении, большем Umin и меньшем Umax. В этом случае должен гореть только светодиод HL2. Общий провод индикатора под­ключают к корпусу автомобиля, вход — непосредственно к клемме аккумулятора.

Дальнейшее совершенствование устройства направлено на возможность применения в нем семисегментного ППИ. Для этого в него введены (см. рис. в) логический узел 2И-НЕ на элементе DD2.1, дешифратор на элементах DD2.2, DD2.3, усилитель мощности на транзисторе VT1 в стабилизаторе напряжения блока питания. Сегменты а, с, g индикатора HG1, соединенные с выходами 30 дешифратора, светятся в различных сочетаниях, в зависимости от значения UBX. Сегменты Ь, е, f подключены непостоянно к блоку питания через резисторы R4-—R6. Если UBX меньше Umin, индицируется буква Р, если больше Umax — П, если Umin < UBX < Umax, то Н. Данный индикатор налаживают по аналогии с предыдущим. Печатные платы рассмотренных устройств приведены соответ­ственно рис. а, б, в.

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиляРис. Печатные платы индикаторов напряжения.

Источник: Ю.А.Быстров, А.П.Гапунов, Г.М.Персианов. «Сто схем с индикаторами.»

P.S. Если Вы затрудняетесь сделать индикатор напряжения бортовой сети автомобиля, то можете купить у нас готовый цифровой индикатор, настроенный с подобными характеристиками. Есть цифровой индикатор напряжения бортовой сети автомобиля + термометр. Есть встраиваемый в корпус техники или заглушку автомобиля.

Подробнее…

ind_02ind_01Цифровой встраиваемый вольтметрЦифровой индикатор напряжения бортовой сети автомобиля + термометр

 

Такой индикатор можно встроить в регулируемый блок питания для отображения выходного напряжения, а с термометром ещё и контролировать температуру радиатора или какого-то элемента.



Прислать свою поделку!

П О П У Л Я Р Н О Е:

  • Простой светодиодный тахометр для автомобиля
  • Простой светодиодный тахометр для автомобиляС использованием недорогих и доступных микросхем NE555, LM3915 и 7805 можно сделать простой тахометр оборотов двигателя для автомобиля на 10 светодиодах.

    LED тахометр можно использовать для автомобиля с напряжением бортовой сети 12В или 24В питанием.

    Подробнее…

  • Цифровая шкала — частотомер
  • При работе на любительской радиостанции перед радиолюбителем часто встает необходимость точно знать частоту, на которую настроен его трансивер или приемник для того, чтобы не уйти за пределы диапазона или для точной настройки на заранее оговоренную частоту. Механические шкалы не дают такой возможности поэтому приходится конструировать электронные шкалы. Подробнее…

  • ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
  • ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИБез измерительных приборов, хотя бы простейших, трудно, а подчас невоз­можно проверить деталь, электрическую цепь, добиться высококачественной ра­боты того или иного радиотехническо­го устройства. И если не понять этой истины и игнорировать измерения, то лучше вообще не начинать заниматься конструированием усилителей, прием­ников — нет смысла попусту тратить время, заведомо портить транзисторы, диоды, другие детали и материалы. Без измерительных приборов даже от простейшего транзисторного усилителя не удастся добиться нормальной ра­боты. Подробнее…

<<< Н А В И Г А Т О Р >>>




ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:



Популярность: 6 938 просм.
Вы можете следить за комментариями к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий:.

Ваш комментарий


А ТАКЖЕ ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОЕ:



MasterVintik