Вы здесь:
Главная » Схемы радиолюбителям » Автолюбителю » Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля

Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля

Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиляСигнализатор перегрева двигателя.

В автомобиле очень важно не допустить перегрева двигателя. Отклонение от нормы в системе охлаждения автомобиля может привести к заклиниванию поршней в цилиндрах двигателя, обгоранию головок клапанов и многим другим неисправностям, которые потом обойдутся в не дешевым ремонтом. Контроль за температурой охлаждающей жидкости, конечно есть в автомобилях, но не лишним будет звуковая сигнализация на случай испарения горячей жидкости и световая сигнализация, оповещающая о чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости.

Для обеспечения контроля за температурой жидкости используется специальный прибор — дискриминатор, собранный на микросхеме TCA965. Он фиксирует в виде полезного сигнала напряжение в диапазоне от 6 до 9 В. В нашем случае граничные значения напряжений соответствуют нижней и верхней температурам. Для преобразования температуры в напряжение предусмотрен терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Он уже имеется в автомобиле.

Принципиальная схема сигнализатора

Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля

Принципиальная схема устройства контроля температуры охлаждающей жидкости. Контроль напряжения происходит с помощью так называемого двухпорогового дискриминатора:
-10к- — металлопленочный резистор (10 кОм) подбирается в зависимости от модели автомобиля.

Описание схемы устройства

Правая часть схемы (см. рис. выше) — внутреннее сопротивление прибора (индикатор температуры) и сопротивление терморезистора (датчик температуры) образуют делитель напряжения. Отрицательный температурный коэффициент термореэистора обусловливает уменьшение его внутреннего сопротивления при повышении температуры. Это приводит к тому, что в точке 3 схемы напряжение уменьшается, если повышается температура охлаждающей жидкости.

Значения образующихся напряжений не играют существенной роли, поскольку, как видно из схемы, их можно регулировать. Для этого используются два подстроечных потенциометра Р1 и Р2, рассчитаны для данного диапазона температур. В схеме дискриминатора предусмотрены еще два выхода для подключения светодиодов. Последние сигнализируют о состоянии охлаждающей жидкости — не слишком ли низка или высока ее температура. К выходу дискриминатора, оповещающему о повышенной температуре, подключен зуммер, который включается в том случае, когда двигатель сильно нагревается.

Печатная плата

Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля

Монтаж устройства для контроля температуры осуществляется на печатной плате (см.рис.) и не представляет больших проблем.

Для сборки схемы кроме указанных на принципиальной схеме деталей и печатной платы требуются дополнительно следующие элементы: шестиполюсная клеммная колодка; светодиод (2 шт.); зуммер 12 В, 30 мА.

Настройка прибора

Относительно настройки этого устройства необходимо сказать, что сведения о температуре прогретого двигателя являются весьма приблизительными. Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиляПоэтому можно было бы принять за нормальную температуру двигателя 70°С. Но если охлаждение двигателя происходит под давлением, то температура 100°С оказывается не слишком высокой. Однако в большинстве автомобилей температура в диапазоне от 85 до 90°С соответствует нормальному режиму работы двигателя автомобиля.

Схема должна быть настроена таким образом, чтобы сигнал о повышенной температуре двигателя предшествовал его выходу из строя. Используемый в схеме дискриминатор реагирует уже на изменения в несколько милливольт.

Х.Крибель. «Схемы любительских электронных устройств»






ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Популярность: 2 506 просм.
Вы можете следить за комментариями к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий:.

Ваш комментарий


Прислать свою поделку!

А ТАКЖЕ ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОЕ:



MasterVintik