Вы здесь:
Главная » Схемы радиолюбителям » Автолюбителю » Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

Цветной индикатор напряжения аккумулятора

В ряде устройств напряжение на автомо­бильном аккумуляторе контролируется по числу светящихся светодиодов (обычно 5-6). Чем больше светодиодов светится, тем вы­ше напряжение на аккумуляторе. Но в этом случае легко ошибиться, если не считать светящиеся светодиоды.

В данном устройстве используется толь­ко один светодиод, но зато трехцветный. За счет включения одного, двух или всех трех светодиодов можно получить семь различ­ных цветов (не считая черного) и по цвету свечения определить, насколько заряжен аккумулятор. Ошибка здесь исключена (ес­ли только пользователь не дальтоник).

Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

Схема прибора показана на рисунке. Собственно индикатор представляет со­бой аналого-цифровой преобразователь параллельного типа. Напряжение аккумулятора Uакк поступает в две цепи: на ста­билизатор напряжения DA3 тип КР142ЕН5А, который обеспечивает остальным цепям схемы напряжение +5 В и на дели­тель R1 — R2, который делит напряжение ак­кумулятора в 3 раза. Это значит, что напря­жение 14,4 В превращается в 4.8 В и после­довательно все показано в табл.1

Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

таблица 1.

Разделенное на 3 раза напряжение по­ступает на минусовые входы 7 компараторов микросхем DA1, DA2. На плюсовые входы этих компараторов поступает на­пряжение со звеньев последовательного делителя напряжения на резисторах R3…RI0. Сопротивления этих резисторов подобраны так, что стабилизированное напряжение +5 В с выхода DA3 превра­щается в ряд последовательных напряже­ний: между R3 и R4 — 4,8 В, между R4 и R5 -4,66 В, между R5 и R6 — 4,53 В и далее по правой колонке табл.1

Таким образом, если напряжение но аккумуляторе ниже 12 В, то но выход всех компараторов будут напряжения лог. «О». Далее, при напряжении от 12 до 12,4 В на выходе самого нижнего по схеме компа­ратора будет лог«1»  , а на остальных — лог. «О». При последовательном подъеме на­пряжения логические «1» будут появляться на все большем числе компараторов, считая снизу. При напряжении более 14,4 В лог.» 1″ будут на всех выходах компараторов.

Шифратор DDI преобразует выходной код компараторов в трехразрядный дво­ичный код, как показано в табл.2.

Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

таблица 2.

Если старший разряд двоичного кода с выхода DD1 (9-й вывод) подать на красный светодиод трехцветного светодиода HL1, средний разряд (7-й вывод) на зеленый светодиод, а младший разряд (6 вывод) -на синий светодиод, то полученные комби­нации показаны в 4-Й колонке табл.2. Сра­зу бросается в глаза, что последователь­ность несколько не та, которая необходи­ма. Необходимая последовательность пе­реходов цвета от холодных к теплым пока­зана в табл.3

Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

таблица 3.

Сравним последние две колонки в табл.3. Оказывается, два старших разряда необ­ходимого кода точно повторяют два стар­ших разряда исходного кода. А вот третий (младший) разряд нужно преобразовать: когда значения двух старших разрядов оди­наковы, то младший разряд повторяет ис­ходный код, а если неодинаковы, то значения младшего разряда — противо­положные. Такая логика реализу­ется на двух элементах типа ИСКСКЛЮЧАЮЩЕЕ-ИЛИ микросхемы DD2. Нижний элемент этой мик­росхемы сравнивает значения двух старших разрядов: если они оди­наковы — на его выходе будет лог. «О», если неодинаковы — лог. «1». Верхний элемент этой микросхемы работает как управляемый инвер­тор, если на его вывод 2 с нижне­го элемента поступает лог. «О», то сигнал младшего разряда, посту­пающий на вывод 1 DD2, не ин­вертируется, а если поступает лог. «1»  — инвертируется, что собствен­но и требовалось.

На транзисторах VT1 …VT3 со­браны драйверы трех светодио­дов комплекта HL1. Нужно обра­тить внимание на то, что прямое падение напряжения на красном светодиоде составляет порядка 2,5 В, а на зеленом и синем — до 4 В. Поэтому сопротивления в кол­лекторных цепях драйверов роз­ные R14 — 240 Ом, R15, R16 — по 100 Ом.

При этом обеспечивает­ся прямой ток в каждом светодио­де 10 мА. Чтобы его увеличить вдвое, нужно в 2 раза уменьшить коллекторные сопротивления. На рисунке показана схема включе­ния для светодиодов с общим ано­дом. Для светодиодов с общим ка­тодом нужно применять транзисто­ры другого типа проводимости (на­пример, КТ361).

Для справки приведены параметры трехцветных светодиодов фирмы НВ Electronic Components в табл.4.

Цветной индикатор напряжения аккумуляторной батареи.

таблица 4.

 Параметры, указанные в табл.4: 1 — длина волны; Unp — прямое падение напряжения на светодиоде при то­ке 20 мА; lv — яркость светодиода при токе 20 мА; q — угол рассе­яния света.

О.Н.Пзртала. г. Киев, журнал «Радиосхема»№1, 2006г.

P.S. Если Вы затрудняетесь сделать индикатор напряжения бортовой сети автомобиля, то можете приобрести у нас готовый цифровой индикатор, настроенный с подобными характеристиками. Есть цифровой индикатор напряжения бортовой сети автомобиля + термометр.

Подробнее…

ind_02Цифровой встраиваемый вольтметр

 

Перейти в наш магазин

Такой индикатор можно встроить в регулируемый блок питания для отображения выходного напряжения.






ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Популярность: 6 756 просм.
Вы можете следить за комментариями к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий:.

Ваш комментарий


Прислать свою поделку!

А ТАКЖЕ ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОЕ:



MasterVintik